Friday the 13th: The Game. Как же давно я хотел написать про эту игру! Но мне хотелось как можно больше поиграть в нее и прочувствовать ее атмосферу полностью. Не совсем получилось, но обзор сделан из моего собственного опыта и опыта друзей, с которыми я играл.
УБЕЙ ЕЕ, МАМОЧКА!
Немного истории от печеньки. Первый фильм дофигалогии был снят в далеком 1980 году (еще до моего рождения), и, по большому счету, в нем не было всемирно известного Джейсона Вурхиза. Убийцей на протяжении всего фильма была его мама, Памела Луиз Вурхиз (нужно было бы поставить спойлер, но смысл?). Отсюда сразу же всплывает первый вопрос. А можно ли играть в «Пятницу, 13-е» без знания материала о киновселенной? По большому счету да, но вы можете прозевать всю ту атмосферу, над которой разработчики трудились долгое время. Попытаюсь объяснить. Разработчики вложили всю душу в окружающий мир игры и каноничный образ самого Джейсона. Когда человек, который не понаслышке знает о франшизе, в первый раз увидит результат, он будет визжать как маленькая… пятиклассница, при виде Сэма и Дина Винчестеров.
Игра за маньяка довольно стандартна: выслеживаем жертву и пытаемся ее убить. В распоряжении у Джейсона сразу 4 навыка. Первый навык — телепортация. Да, звучит довольно глупо, но это обусловливается тем, что в кинофильмах Джейсон всегда оказывался неподалеку жертвы. Это выдумка? Естественно, но с точки зрения логики это сделано круто. Вторая способность — орлиное зрение. В двух словах: у Джейсона WH. Нам позволяют видеть сквозь дома и предметы на определенном расстоянии. Напоминает зрение Хищника из одноименного фильма, реализовано круто и тоже логически объясняется. Третья способность — превращение в духа. Джейсон превращается во что-то нематериальное, развивая при этом высокую скорость на короткий промежуток времени. Таким образом, Джейсон, который может лишь очень медленно ходить, передвигается быстрее для поимки своей жертвы. Ну и четвертая способность — бесшумное присутствие. Это очень удобно, ведь когда вы настигаете жертву, сразу включается злобная мелодия из кинофильма, и жертва понимает, что вы где-то рядом.
У каждого из Джейсонов (их несколько в игре, и все они из определенной части франшизы) свои положительные и негативные скиллы. Кто-то умеет ходить быстрее и даже бегать, но при этом его телепорт работает через попу. Другие же очень удачно телепортируются, но передвигаются как беременные самки жирафа.
Теперь поговорим о вожатых. В игре на выбор уже сейчас их довольно много. Кто-то из них умеет дольше бегать без снижения стамины, кто-то удачно ремонтирует машину и вообще разбирается в технике. Существует несколько способов выжить: побег с помощью машины/лодки, побег с помощью вызова полиции, окончание матча (если не ошибаюсь, матч длится 20 минут) и убийство Джейсона. Чтобы выполнить убить маньяка, нужно совершить нехилый обряд: украсть кофту Памелы Вурхиз, сорвать и забрать маску Джейсона, умереть и возродиться в роли Томми Джарвиса, а потом уже обезвредить и убить самого Джейсона. Да, играть интересно как за самого маньяка, так и за вожатых (порой мне даже интересней спасаться от маньяка, нежели убивать им).
KI KI KI… MA MA MA
Как я и говорил ранее — атмосфера в игре просто шикарная! Понимаю, что не каждый сможет оценить ее должным образом, но лично у меня при каждом появлении маньяка сердце сразу прячется в задний проход… Правда, атмосфера несколько теряется, когда за Джейсона играет парень или девочка 10-15 лет, и от Джейсона летят маты и крики. Но за это я ругать не буду, ведь разработчики не виноваты, что комьюнити настолько дурное. А всем «обзорщикам», которые обвиняют игру в плохом комьюнити, желаю найти хорошую тиму человек в 20, и периодически играть именно с ними. Запомните одну истину — если вы будете играть с проверенными людьми, которые не орут просто так, вы сможете прочувствовать истинную атмосферу Хрустального озера.
Механика игры, по большому счету, понятна с первых минут. Маньяк будет пытаться убить всех вожатых, тем самым заставив мамочку гордиться собой. А вот вожатые должны выжить путем ремонта автомобиля/лодки, вызова полиции, или убийства Джейсона. Для этого по всей карте разбросаны вещи, которые смогут помочь вам в выживании. Например, медицинский спрей, карманный нож, рация (для поддержания связи с другими вожатыми) и всевозможное оружие: мачете, бита, ружья и прочее.
Выжить в одиночку практически невозможно, ведь даже если вы спрячетесь где-то, Джейсон сможет вас найти, если будет пробегать где-то рядом и услышит ваше дыхание. Что радует — так это разнообразные способы убийства Джейсоном, причем они открываются за поинты, которые вы добываете после завершения каждого матча. Вожатые радуют нас ништяками в виде перков, которые также можно открыть за поинтсы. Что дают эти перки? Различные приятные бонусы в виде быстрой отдышки, бесшумного запирания двери и быстрого ремонта машины.
Существует несколько больших карт и их мелкие аналоги. Последние существуют больше для быстрых матчей (хотя до скорости Dead by Daylight им все равно далеко). Очень многие сравнивают ДБД и «Пятницу, 13-е». Как по мне, это не совсем правильно, ведь если вам необходима атмосфера и страх — вы идете в «Пятничку», а если вам нужен экшен и скорые матчи — то в ДБД.
Лично мне не понравилась Dead by Daylight, но и защищать «Пятницу, 13-е» я также не буду. В игре куча багов, лагов и неадекватов (хотя опять же в этом нет вины самой игры). Баги фиксятся, но крайне редко. Новый контент также выходит не так часто, но он действительно неплохой. К примеру, недавно вышла виртуальная кабина, которая показывает нам несколько пасхалок с фильма и объясняет саму сущность Джейсона. Также там присутствуют загадки, разгадав которые мы обнаруживаем… что в следующей обнове будет Джейсон Х и новая карта — космический корабль (все тот же корабль из одноименного фильма Jason X). Очень приятно, что разработчики потратили время и постарались не только рассказать, но и дополнить вселенную «Пятницы 13-е».
ОН УБИЛ ЕЕ, А ТЕПЕРЬ ОН УБЬЕТ МЕНЯ… О МОЙ БО-О-О-О-О-О-О-Г!
Онлайн в «Пятнице» сейчас не особо радует, но тем не менее всегда можно найти хорошую пати для игры, и это радует. Разработчики сами в этом виноваты, ведь выпустив сырой продукт, они приступили к разработке другого многопользовательского проекта (который, к слову, провалился еще в бета-тесте). Внешне игра выглядит довольно неплохо, хотя что я могу сказать на минимальных настройках графики? Тем не менее, прорисовка Хрустального озера и остальных локаций впечатляет. И хотя на первый взгляд кажется, что они одинаковые, это все обман зрения. Хорошая прорисовка и реализация главных персонажей, оружия, мелочей в виде кассет и прочего, а также анимация убийств Джейсоном — это вообще отдельная сказка.
Звуковое оформление я могу описать лишь одним словом: восхитительно. Звуковая составляющая полностью подчеркивает всю атмосферу и очень сильно нагнетает появление маньяка, таким образом звук становится неотъемлемой частью всей игры.
«Пятница 13-е» обладала огромным потенциалом, но разработчики не смогли воплотить ее в должном аспекте. Рекомендовать всем я ее не могу, но для меня она шедевральна.