The Last DeadEnd — игра, которая вышла несколько не в свое время, ведь, по сути, концовку игры мы уже знаем, но об этом я напишу несколько подробнее позже. Инди-студия с амбициями крупной ААА-студии постаралась сделать качественный продукт. Удалось ли им? Запасайтесь печенюшками, и мы постараемся вместе это выяснить.
ИЗБРАННЫЙ, ПРОКЛЯТАЯ КНИГА, КОНЕЦ СВЕТА… ЭШ, ТЫ ЛИ ЭТО?
Постараюсь обойтись максимально без спойлеров, хотя это будет крайне сложно. Практически все карты The Last DeadEnd открывает нам с самого начала, когда наш герой находит потерянную очень давно книгу. Причем находит ее в Баку у одной из ученых, которая, лично мне кажется, не та, за кого себя выдает.
И тут начинается самое интересное. Во-первых, игра стартует с декабря 2012 года (хотя на улицах солнечно, может, я неправильно понял дату?) и вот почему я говорил, что игра вышла не в свое время. Вся суть сюжета в том, что наш главный герой — избранный, который, по логике вещей, должен спасти человечество от конца света. Да, да, именно того конца света, который должен был начаться в 2012 году по пророчеству Майя. Вот тут и начинается чертовщина: насколько я понял, наш герой может путешествовать между мирами и собирать воедино все головоломки, что ему предоставляет та самая книга. Опять же, это не полный спойлер, ибо The Last DeadEnd выкидывает нам все карты в первый час игры, и я буду рад, если игра привнесет неожиданные повороты в сюжет.
Геймплейно игра соединяет в себе сразу адвентуру и экшен. Вы скажите: «Да что тут такого, многие современные игры сочетают в себе эти жанры». Конечно же, вы правы, но часто ли игры меняют вид камеры, и при этом и сама манера повествования меняется? При адвентуре/изучении камера переключается на вид от третьего лица, и повествование идет более плавно вместе с музыкальным сопровождением. Все это заставляет игрока изучать местность, неторопливо рассматривать достопримечательности красивого города и пытаться понять, что необходимо сделать для перехода на следующую главу. К сожалению, в игре нет карты, и нам приходится выяснять путь продвижения самолично, без каких-либо сопутствующих знаков.
В тот момент, когда The Last DeadEnd переходит в экшен, сразу же включается вид от первого лица, и в ход идет оружие, ужас и саспенс. Декорации сразу же меняются на зловещие, прекрасные звуки города меняются на страшные и пугающие шорохи, плач и многое другое. Отовсюду мерещатся ужасные вещи, как из 9 круга ада, что меняет геймплей чуть ли не на корню.
Атмосферно игра чувствуется двузначно. С одной стороны, хоррор и нагнетание действуют так, как должны быть, но вот изучение местности несколько снижает состояние саспенса. Вот смотрите сами, у нас идет погружение в сюжет и проникновение атмосферой ужаса потустороннего, и тут… бац, и новый день, птички поют, солнышко греет и все… Куда делся весь тот хоррор, почему главному герою стало резко плевать на то, что было буквально пару часов назад?
Конечно, я могу предположить, он подумал, что это все был сон, но нет, спустя буквально пару минут заставки он снова открывает книгу и читает следующее пророчество. Ну вот как можно было оставаться с каменным лицом, зная, что это все было не кошмарным сном, а частью твоей жизни. Коммон, чувак, ты только что убегал от чудовища, которое кидало глыбы в тебя! Вот из таких моментов и состоит игра, и в целом она шикарная, но баланс немного не соблюден.
И ЭТО ИНДИ-ИГРА?
Разработчики попытались впихнуть в свой первый проект максимум усилий, и это чувствуется. В The Last DeadEnd есть такая атмосфера, от которой становится тепло на душе. Да что там говорить, они воссоздали целый квартал реально существующего города в Азербайджане, а это что-то да значит. Почему от атмосферы было тепло? Вот не знаю, как это объяснить. Видя, как разработчики попытались воплотить свой город (ибо другого объяснения такой любви попросту нет) просто радуется сердце за инди-индустрию. Именно после игры в такие инди-проекты хочется верить, что у нас (имею в виду все страны СНГ и близлежащие) не все так плохо с маленькими студиями без огромного бюджета в разработке.
Игровая механика также меняется при смене темпа. При адвентуре мы просто ознакамливаемся с окружающим миром без взаимодействия с окружающей средой, но, как только действие переключается на экшен, нам сразу дают в руки оружие и бросают на произвол судьбы.
Графически The Last DeadEnd радует. Конечно, заметно, что игра от инди-разработчиков. Тут вам и иногда деревянная анимация персонажей, и не всегда уместные катсцены, которые, при всем старании разработчиков, выглядят как в 2012 году (прям как парадокс какой-то). Но если опустить эти мелкие нюансы и напомнить себе, что это творение маленькой студии, то это вызывает восхищение, ведь не каждая большая студия способна наделить свой проект полноценными катсценами и живым окружающим миром. Отдельной похвалы заслуживает внешний вид самого города. Как я и говорил ранее, разработчики воплотили в видеоигре Баку (не весь, конечно, а лишь очень старинный участок города) и все постройки в нем выглядят очень качественно, особенно радуют кошечки, которых так старательно добавили разработчики, соблюдая их анимацию и манеру поведения. Да, поведение ИИ не особо радует, любой человек, который сталкивается с вами, резко меняет траекторию движения на обратную.
Звуковое оформление также выполнено на добротном уровне. Спокойное музыкальное сопровождение во время режима адвентуры, которое резко меняется на тишину и пугающие звуки во время экшена. Очень радует оформление во время режима экшена. Темнота, пугающие звуки отовсюду, плачущий ребенок… в общем, все это делает хоррор-составляющую очень добротной.
Единственное, к чему можно прикопаться, так это к озвучке персонажа. Для человека, который хотя бы на слух знает правильно произношение британского или американского варианта английского языка (американский более вольный, британский сдержанней) поймет, что авторы озвучки очень далеки от носителей языка. Да, вроде и мелочь, но при просмотре катсцен такой нюанс очень сильно воспринимается на слух. Но если отбросить и этот факт, то к звуковому оформлению никаких нареканий.
Если подвести черту, то игра мне понравилась. Да, она не шедевральна, но пройти до конца ее стоит, чем я и займусь в ближайшее время. Среди всевозможного отребья инди-тайтлов The Last DeadEnd выглядит, как глоток свежего воздуха. При возможности обязательно ознакомьтесь с этим продуктом, моя рекомендация прилагается.